Все новости
13 февраля 2017

«Куркуль» на фоне социальной киноклассики

«Куркуль» на фоне социальной киноклассики

12 февраля 2017 года «Я, Дэниел Блейк» Кена Лоуча получил национальную кинопремию BAFTA как лучший британский фильм года (Outstanding British Film of the Year). Его триумф (в коллекции «Блейка» уже 18 наград, включая «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля) – документальное подтверждение того, что в 2016-м году жанр социальной драмы вновь приобрел актуальность и становится мировым трендом. «Куркуль» Екатерины Шагаловойнаш ответ глобальным тенденциям.

    • Истоки жанра о столкновении героя-одиночки с обществом можно найти еще в классицистких трагедиях. И какими бы сытыми и спокойными ни были времена, повод для такого поединка найдется всегда. А уж когда за окном перманентный экономический кризис, коррупция и оборотни в погонах и деловых костюмах, лучшего времени для социальной драмы не найти. И даже в советском кино, на все сто контролировавшемся государством, было место для шедевров жанра – взять хотя бы фильмы, сделанные великим тандемом режиссера Вадима Абдрашитова и драматурга Александра Миндадзе (кстати, отца постановщика «Куркуля» Екатерины Шагаловой).
Мы навскидку вспомнили (в хронологическом порядке) 10 выдающихся советских картин о мирной борьбе граждан за правду и с несправедливостью. Попадет ли в их число «Куркуль», решать будущим зрителям канала НТВ.

«Премия» Сергея Микаэляна (1974)

Демонстративный отказ рабочих от премии походит на бунт. Честный бригадир Василий Потапов (Евгений Леонов) превращает рядовое заседание парткома строительного треста в бескомпромиссный разговор об изъянах планового хозяйства. Поддержанный, впрочем, благородным секретарем парткома Соломахиным (Олег Янковский).

1974 Премия.jpg

«Прошу слова» Глеба Панфилова (1975)

Хроника жизни Елизаветы Уваровой (Инна Чурикова), председателя исполкома города Златограда – история о невозможном союзе человека и идеологии.

1975 Прошу слова.jpg

«Собственное мнение» Юлия Карасика (1977)

Два научных сотрудника из Москвы – психолог Михаил Петров (Владимир Меньшов) и инженер-социолог Ольга Бурцева (Людмила Чурсина) – разбираются с текучкой кадров на крупном провинциальном заводе. Много лирической теплоты, юмора и статистических исследований.

1977 Собственное мнение.jpg

«Допрос» (1979) Расима Оджагова

Капитан юстиции Сейфи Ганиев (Александр Калягин) берется за дело подпольного цеховика. Расследование открывает причастность к преступлениям самых выскопоставленных лиц Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Лишенный бравурного хэппи-энда фильм появился на свет, благодаря личному участию тогдашнего первого секретаря азербайджанского ЦК КПСС Гейдара Алиева. Он вместе с председателем КГБ СССР Юрием Андроповым стоял за аппаратным переворотом, в результате которого в 1969 году был смещен коррупционера Ахундов. Фильм не то, чтобы вышел из-под высочайшего контроля – формально речь шла вообще о делах давно минувших (до 1969-го) дней. Но художественные образы свидетельствуют не об оставшихся в прошлом частных нарушениях социалистической законности, а о глобальной неполадке в стране.

1979 Допрос.jpg

«Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой (1981)

Комиссия из трех работников облисполкома отказывается подписать акт о приемке хлебозавода. Задача Леонида Шиндина (Леонид Куравлев), главного диспетчера работавшего на объекте строительно-монтажного управления, во что бы то ни стало убедить госприёмщиков изменить свое решение. На всё про всё – несколько часов в поезде. И действует Шиндин из самых благородных побуждений: принципиальность комиссии ловко использовало гнилое городское начальство. Телефильм от автора «Семнадцати мгновений весны» – пример того, что социальную драму можно превратить в настоящий триллер.

1981 Мы, нижеподписавшиеся.jpg

«Остановился поезд» Вадима Абдрашитова (1982)

Машинист пассажирского поезда ценой жизни предотвращает столкновение состава со сцепом из грузовых платформ. Выясняя причины случившегося, следователь Герман Ермаков (Олег Борисов) становится врагом для всего города: здесь предпочитают кичиться чужим подвигом, но не желают знать правду. Роскошное метафорическое пророчество о необходимости менять всю систему.

1982 Остановился поезд.jpeg

«ЧП районного масштаба» Сергея Снежкина (1988)

Первый секретарь Краснопролетарского райкома комсомола города Ленинграда Николай Шумилин (Игорь Бочкин) готовится к повышению по партийной линии – как положено, в бане с девочками. Но карьерному росту может помешать совершенная неизвестными кража из райкома знамени. Предпринятое Шумилиным судорожное расследование неожиданно приводит его жесткой критике существующего порядка. Фильм, практически лишенный положительных героев и, в принципе, прямо, хоть и не без страховки (время действия – доперестроечное), говорящий о тотальном разложении комсы, – сам по себе герой, спровоцировал запреты на местах даже в годы либерализации.

1988 ЧП районного масштаба.jpg

«Белые вороны» Владимира Любомудрова (1989)

Демобилизованные солдаты-«афганцы» Алексей Васильев (Александр Кулямин) и Павел Прохоров (Александр Высоковский) стремятся наказать насильника, которого покрывает его непосредственный начальник – преступный секретарь горкома. Не слишком известный (что несправедливо) телевизионный фильм – почти вестерн о героях, противостоящих погрязшему в пороках городу.

1989 Белые вороны.jpg

«Камышовый рай» Елены Цыплаковой (1989)

Молодой беспечный бомж Кеша Бобров (Николай Стоцкий) попадает в подпольный (но существующий с ведома милицейских чинов) лагерь в казахстанской степи, где оступившихся и опустившихся ждут каторжный труд и садистсткие наказания. Неожиданный режиссерский дебют актрисы Елены Цыплаковой – не по-женски (и не по-актерски) жесткая кинометафора о попытке сохранить достоинство в условиях бесчеловечного социума.

1989 Камышовый рай.jpg

«Распад» Михаила Беликова (1990)

Журналист Александр Журавлев (Сергей Шакуров) возвращается в родной Киев 25 апреля 1986 года – в самый неподходящий момент, накануне аварии на Чернобыльской АЭС. Катастрофы не только экологической, но и гуманитарной – если судить по масштабам государственной лжи. Катастрофы, предвосхитившей распад страны. А в нервном и нарочито неровном фильме Беликова она рифмуется и с разрушением семьи героя; и пьяная бравада «Требую всех привлечь к Страшному суду» – одно из проявлений неврозов рогоносца Журавлева. Первый игровой фильм, реконструировавший аварию на энергоблоке. И редкий советский фильм о Чернобыле, где, кроме перестроечного быта, разрушительной паники и высокопарных образов, достаточно социальной критики.

1990 Распад.jpeg

Теги: Куркуль